Виды бизнес-процессов

49

Бизнес-процессы – это все то, что происходит в компании. Узнайте о различных видах бизнес-процессов и их значении для компаний. Эффективное управление процессами - ключ к успешной работе и достижению целей компании. Читайте на ПингвинКапитал.

Дать четкое и исчерпывающее определение тому, что такое бизнес-процесс, не так просто. Бизнес-процессы – это всё то, что происходит в компании. При этом каждый такой процесс имеет отношение в равной степени к работникам компании и её клиентам, потому что конечная цель каждой компании – создавать ценности для клиента.

От бизнес-процессов неотделимо и понятия продукта. Продуктом может быть не только продукция, но и, например, отчет, заявка, любой документ.

Существуют разные виды бизнес-процессов, которые выделяются в зависимости от того, к какой области работы предприятия они относятся.

Какие бывают бизнес-процессы
Источник изображения: sobbiz.ru

Основные, дополнительные и вспомогательные бизнес-процессы

Основными, или операционными бизнес-процессами, называют процессы, от которых напрямую зависит прибыль компании. Чаще всего это производство продукции, оказание услуг, а также продажи.

К основным процессам могут примыкать те, которые обеспечивают дополнительную ценность. Например, производство конфет – основной процесс, но без яркой упаковки их не получится продать дорого, поэтому все действия, направленные на производство коробок для конфет и их расфасовывание, также можно причислить к основным процессам.

Дополнительным бизнес-процессом может стать деятельность, связанная с основной и также приносящая доход, но менее важная. Для отеля такой деятельностью может стать обеспечение работы ресторана рядом с главным корпусом; для питомника, продающего саженцы деревьев – торговля новогодними ёлками.

Вспомогательные бизнес-процессы потому так и называются, что не нужны компании сами по себе, однако без них невозможна основная и дополнительная деятельность. Для подавляющего большинства компаний вспомогательные процессы – это закупка сырья и оборудования, ведение бухгалтерии, кадровая политика.

Для наглядности взаимосвязей между бизнес-процессами разных видов используется высокоуровневая карта бизнес-процессов или, другими словами, карта бизнес-способностей. Такая карта представляет процессы компании в виде деятельности, потребляющей ресурсы и выпускающей продукцию или услуги, и наглядно отображает, что организация должна уметь делать, чтобы систематически и предсказуемо достигать своих целей.

Виды бизнес процессов и их составляющие - Deep Vision
Источник изображения: deep-vision.one

Виды вспомогательных бизнес-процессов

Наиболее важными из вспомогательных являются следующие виды бизнес-процессов:

  • Обеспечивающие - всё, что необходимо для поддержания основной деятельности: закупки, оборудование, аренда.

Процессы управления, в свою очередь, подразделяются на:

  • Анализ рынка;
  • Анализ заявки клиента и подготовка договора;
  • Согласование договора;
  • Анализ возможностей производства;
  • Расчет плановой себестоимости заказа;
  • Анализ состояния расчетов с клиентом;
  • Мониторинг состояния заказа в производстве;
  • Отгрузка готовой продукции;
  • Фактурирование.

Таким образом, различные виды бизнес-процессов в организации выполняют разные функции и имеют свою ценность. Эффективное управление этими процессами является ключевым фактором для успешной работы и достижения целей компании.

Что нам скажет Википедия?

Выделяют три вида бизнес-процессов:

  1. Бизнес-процесс начинается со спроса потребителя и заканчивается его удовлетворением. Процессно-ориентированные организации стараются устранять барьеры и задержки, возникающие на стыке двух различных подразделений организации при выполнении одного бизнес-процесса.
  2. Бизнес-процесс может быть декомпозирован на несколько подпроцессов, процедур и функций, которые имеют собственные атрибуты, однако также направлены на достижение цели основного бизнес-процесса. Такой анализ бизнес-процессов обычно включает в себя составление карты бизнес-процесса и его подпроцессов, разнесенных между определёнными уровнями активности.
  3. Бизнес-процессы должны быть построены таким образом, чтобы создавать стоимость и ценность для потребителей и исключать любые необязательные или вовсе лишние активности. На выходе правильно построенных бизнес-процессов увеличиваются ценность для потребителя и рентабельность (меньшая себестоимость производства товара или услуги).

Бизнес-процессы могут подвергаться различному анализу в зависимости от целей моделирования. Анализ бизнес-процессов может применяться при бизнес-моделировании, функционально-стоимостном анализе, формировании организационной структуры, реинжиниринге бизнес-процессов, автоматизации технологических процессов.

Одним из методов анализа текущей деятельности является составление модели бизнес-процесса «как есть» (as is). После этого модель бизнес-процесса подвергается критическому анализу или обрабатывается специальным программным обеспечением. По результатам анализа формируется модель бизнес-процесса «как будет» (to be) и план мероприятий по внедрению необходимых изменений.

Для визуализации бизнес-процессов часто применяются различные графические нотации в форме различных модификаций блок-схем, среди применяемых для моделирования бизнес-процессов - BPMN (функциональная последовательность работ), EPC (событийная последовательность работ), IDEF0 - логическая последовательность работ.

Люди также спрашивают

Какие бывают типы процессов?

На самом общем уровне описания процессов компании принято выделять четыре типа процессов: Основные процессы;Обеспечивающие процессы;Процессы развития;Процессы управления.

Полный ответ на сайте blog.iteam.ru


Какие бывают бизнес-процессы примеры?

Основными бизнес-процессами предприятий являются: выполнение заказа;разработка продукта;управление компанией;доставка продукции.


Какие бывают бизнес-процессы управления?

Процессы управления определяют технологию управления бизнесом. Данный тип процессов обычно делят на три категории: Стратегическое управление Тактическое управление


Как классифицируются бизнес-процессы?

Существуют бизнес-процессы функциональные и структурные. Функциональные обеспечивают главную деятельность компании (производство товаров и услуг), а также поиск клиентов, разработку новых товаров и услуг, продажи и продвижение. Структурные имеют своей основной целью поддержание существования бизнеса.

Полный ответ на сайте www.comindware.ru


Видео

Бизнес-процессы: типы, роли, описание, KPI

[Бизнес-процессы] Какие типы процессов существуют?

0 Введение Типы бизнес процессов

Процессный подход, бизнес-процесс и бизнес-модель

Современные нотации описания бизнес-процессов

Результаты описания бизнес процессов

Бизнес для "чайников". Бизнес процессы. Регламентация

Что такое бизнес-процессы? Интенсив по бизнес-аналитике