Что такое цена

52

Узнайте, что такое цена в экономике и как она формируется. Цена является коэффициентом обмена товара на деньги. Узнайте также о различиях между ценой и стоимостью, а также факторах, влияющих на цену товара.

Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Понятие цены — фундаментальная экономическая категория.

Цена и стоимость - что это такое в экономике и какая разница | виды цены и  стоимости
Источник изображения: neiros.ru

Термины цена и стоимость

В повседневной речи термины цена и стоимость часто являются синонимами и могут взаимно заменять друг друга. Например, вопрос «сколько сто́ят спички?» эквивалентен вопросу «какова цена спичек?» Однако в бухгалтерском и статистическом учете цена имеет отношение к единице товара, а стоимость — к суммарным затратам на приобретение или изготовление.

Что такое цена: из чего складывается, виды и функции
Источник изображения: fbm.ru

Трудовая теория стоимости

Трудовая теория стоимости трактует цену как форму проявления величины стоимости в процессе обмена, при том, что сама стоимость формируется в процессе производства затратами необходимого для этого труда. Поэтому цена считается денежным выражением величины стоимости.

Философские концепции цены

У Аристотеля два понятия цены: цена — категория обмена, которая служит обращению излишков (всё, что не является необходимым для существования и воспроизводства человека). С другой стороны — выражение неистинного богатства.

У Фомы Аквинского «справедливая цена» — цена, которая позволяет возместить затраты; с другой стороны, он говорит о том, что цена должна дифференцироваться в зависимости от того, насколько покупатель приближен к Богу: то есть когда покупателем является представитель церковного сословия цена должна быть ниже, чем для покупателя-крестьянина.

Что такое цена?
Источник изображения: psyera.ru

Политэкономические концепции цены

Адам Смит и последовавшая классическая политэкономическая школа (Давид Рикардо, Карл Маркс) рассматривали противоречивую двойственную природу цены: с одной стороны цена — денежное выражение объективной стоимости, величина которой зависит от затрат рабочего времени (труда); с другой стороны — цена зависит от субъективных оценок потребностей, что приводит к изменениям размера спроса и предложения. Наиболее четко его сформулировал Давид Рикардо:

Цена любого товара, выраженная в деньгах, есть количество денег, требуемое для его приобретения или его производства самостоятельным производителем в условиях свободной конкуренции и под нормальными условиями рентабельности.

Маркс в основном исследовал объективные факторы, влияющие на стоимость — «общественно-необходимые затраты труда», а также внутри- и межотраслевую конкуренцию. Его теория прибавочной стоимости объясняет возможность получения прибыли при сохранении принципа стоимостной эквивалентности и добровольности на всех этапах производства и обмена товаров. Это позволило глубже понять объективную сторону цены.

Жан Батист Сэй, развивая идеи А. Смита, делал акцент на полезности товара и спросе, а не на затратах и предложении. Он считал цену субъективным показателем полезности товара для потребителя.

Цена: что это такое, виды и функции, отличия от стоимости, факторы и этапы  ценообразования
Источник изображения: secrets.tinkoff.ru

Основные составляющие цены

Цена любого товара формируется из нескольких элементов.

  1. Себестоимость: затраты на производство товара, включающие цену сырья, зарплату работников, вспомогательные материалы, накладные расходы, затраты на оборудование и налоги.
  2. Прибыль: надбавка к себестоимости, которая обеспечивает выгоду для производителя.
  3. Торговая наценка: надбавка к цене от розничного продавца, которая покрывает его расходы и приносит прибыль.

Факторы, влияющие на цену товара

На цену товара могут влиять следующие факторы:

  • Спрос и ценность товара: чем ценнее товар в глазах покупателя и выше спрос, тем выше цена.
  • Конкуренция: наличие большого числа производителей обычно снижает цены.
  • Сезонность: временные изменения в спросе могут повлиять на цены товаров.
  • Затраты на производство: изменение затрат на сырье, трудовые ресурсы и другие факторы производства может отразиться на цене товара.

Цена является важным фактором в коммерческой деятельности и влияет на прибыль, конкурентоспособность и финансовую устойчивость компании.

Цена и стоимость - что это такое в экономике и какая разница | виды цены и  стоимости
Источник изображения: neiros.ru

Что такое стоимость

Стоимость – это ценность продукта или величина затрат на производство и реализацию товара, включая хранение, транспортировку и другие сопутствующие расходы. Стоимость определяется общественно необходимым рабочим временем и может изменяться в долгосрочной перспективе из-за различных факторов, таких как изменение затрат и инфляция.

В итоге, цена и стоимость являются важными понятиями в экономике, хотя имеют различные аспекты и определения. Цена связана с обменом товара на деньги, тогда как стоимость отражает затраты на производство и реализацию товара. Понимание этих понятий помогает лучше понять процессы ценообразования и влияние на рынок.

Цена | это... Что такое Цена?
Источник изображения: investments.academic.ru

Что нам скажет Википедия?

Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Понятие цены — фундаментальная экономическая категория.

Термины цена и стоимость в повседневной речи часто является синонимами, могут взаимно заменять друг друга. Например, вопрос «сколько сто́ят спички?» эквивалентен вопросу «какова цена спичек?» Но в бухгалтерском и статистическом учете цена имеет отношение к единице товара, а стоимость — к суммарным затратам на приобретение или изготовление.

Трудовая теория стоимости трактует цену как форму проявления величины стоимости в процессе обмена, при том, что сама стоимость формируется в процессе производства затратами необходимого для этого труда. Поэтому цена считается денежным выражением величины стоимости.

Философские концепции цены

У Аристотеля два понятия цены: цена — категория обмена, которая служит обращению излишков (всё, что не является необходимым для существования и воспроизводства человека). С другой стороны — выражение неистинного богатства.

У Фомы Аквинского «справедливая цена» — цена, которая позволяет возместить затраты; с другой стороны, он говорит о том, что цена должна дифференцироваться в зависимости от того, насколько покупатель приближен к Богу: то есть когда покупателем является представитель церковного сословия цена должна быть ниже, чем для покупателя-крестьянина.

Политэкономические концепции цены

Адам Смит и последовавшая классическая политэкономическая школа (Давид Рикардо, Карл Маркс) рассматривали противоречивую двойственную природу цены: с одной стороны цена — денежное выражение объективной стоимости, величина которой зависит от затрат рабочего времени (труда); с другой стороны — цена зависит от субъективных оценок потребностей, что приводит к изменениям размера спроса и предложения. Наиболее четко его сформулировал Давид Рикардо:

Маркс в основном исследовал объективные факторы, влияющие на стоимость — «общественно-необходимые затраты труда», а также внутри- и межотраслевую конкуренцию. Его теория прибавочной стоимости объясняет возможность получения прибыли при сохранении принципа стоимостной эквивалентности и добровольности на всех этапах производства и обмена товаров. Это позволило глубже понять объективную сторону цены.

Жан Батист Сэй, развивая идеи А. Смита, делал акцент на полезности товара и спросе, а не на затратах и предложении. Он считал цену субъективной оценкой полезности блага. Цена — это «жертва» со стороны покупателя, денежное выражение альтернативной стоимости («субъективная стоимость»).

Австрийская школа отказалась от объективной концепции стоимости и сконцентрировалась на субъективных предпочтениях, которые находят своё отражение в ценах (теория предельной полезности). В рамках этих взглядов цена не является денежным отражением стоимости, она отражает баланс субъективных оценок продавцом и покупателем предельной полезности товара.

Понятие цены

Определения понятия «цена» сильно зависят от того, какой экономической теории авторы отдают предпочтение:

Ценообразование

Основная статья: Ценообразование

Ценообразование — процесс определения цены товара, по которой товар выставляется на продажу. Ценообразование обычно производится как целенаправленная деятельность по определенным процедурам и принятым подходам в соответствие с рыночными закономерностями. Размер установленной цены влияет на дальнейшую бизнес-стратегию. Так, установление высокой цены приводит к необходимости дополнительных затрат на продвижение товара, а низкая цена сама стимулирует покупателей к покупке дешёвого товара.

На ценообразование влияют различные факторы, такие как сегментное расслоение рынка, направления и интенсивность активности конкурентов, субъективные оценки бизнес-продуктов потребителями, и т. п. Выделяют следующие ценообразующие факторы:

Концепции ценообразования

Выделяют два основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.

Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определенные методы расчета цен, а сами цены, определенные таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».

В этой группе методов расчета цен выделяют:

Ценностное ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счет достижения выгодного для нее соотношения «ценность товара / затраты на товар». В рамках ценностного ценообразования формируются цены с ориентацией на спрос. Наиболее известный метод — метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методов реализации этого метода ценообразования — это магазины без цен (например, антикварные магазины, скопление магазинов для туристов). На практике сложность этого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга — основной процесс при данном методе.

Пассивное ценообразование основано на анализе цен конкурентов на аналогичный товар (этот подход не относится ни к ценностному, ни к затратному подходу, см. также финансовый бенчмарк). В рамках пассивного ценообразования принято выделять цены с ориентацией на конкуренцию, например, метод установления цен на уровне существующих на аналогичные товары. В качестве ведущей может быть цена товара-лидера, цена среднеотраслевая.

Виды цен

Розничная цена

Розничной называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах. В соответствии с государственным стандартом ГОСТ Р 51303-99 розничная цена определена как цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учетом ситуации на рынке.

Оптовая цена

Оптовой называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 оптовая цена определена как цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.

Закупочная цена

Закупочная цена — вид оптовой цены, применяемый при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке. Закупочные цены дифференцируются в зависимости от качества продукции и с учетом географической сегментации рынка. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 закупочная цена определена как цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.

Скользящая цена

Скользящая цена (англ. sliding price, escalator price) — цена, устанавливаемая в торговых сделках на изделия с длительным сроком изготовления и позволяющая учитывать изменения в издержках производства за весь период. В таких случаях цена не устанавливается твёрдо, а рассчитывается по принципу скольжения, то есть изменяется в соответствии с изменением величины расходов, издержек производства в течение всего периода времени изготовления продукции. Основывается на понятии базисной цены.

Отрицательная цена

Отрицательная цена — количество денег, которые продавец готов передать покупателю вместе с продаваемой единицей товара.

Встречается на рынке электроэнергии в странах, широко использующих возобновляемые источники энергии (солнечную и ветровую), в условиях возникновения кратковременного переизбытка производства электроэнергии над спросом и трудности снизить объем производства. Суммарная продолжительность промежутков времени с отрицательными ценами на электроэнергию в разных странах составляет от десятков до сотен часов за год.

Отрицательная цена встречалась на нефтяном рынке США в 2020 году.

Люди также спрашивают

Что такое цена простыми словами?

Цена – это денежное выражение стоимости товара. По сути это деньги, с которыми покупатель готов расстаться в обмен на товар, а продавец товара готов расстаться с ним в обмен на предложенную сумму денег.

Полный ответ на сайте vashifinancy.ru


Что такое цена и сумма?

Цена — это сумма, которую продавец назначает за товар. Цена состоит из себестоимости продукта и торговой наценки. Цены зависят от спроса на товар и регулируют его. У цены есть и другие функции, которые позволяют прогнозировать расходы, распределять бюджет между разными отраслями или стимулировать их развитие.


Что такое цена и какие функции она выполняет?

Цена - это один из основных элементов рыночного механизма, а также важный инструмент планирования, анализа, регулирования поведения хозяйственных субъектов в рыночной экономике. Рыночная цена отражает интересы покупателей, продавцов, а также торговцев посредников.

Полный ответ на сайте www.kubsu.ru


Что выше цена или стоимость?

Чем отличается цена от стоимости

Полный ответ на сайте neiros.ru


Видео

Что такое цена?

Что такое цена опциона

Что такое цена Что такое количество Что такое стоимость

Какую ЦЕНУ мы платим за Успех. Что такое "Цена успеха". Кристина Кудрявцева

Что такое цена отсечения? [Академия торгов по банкротству]

КУРТКА ARCTERYX ЗА 450$ ! ЗА ЧТО ТАКОЙ ПРАЙС ?

Что такое цена акции и как ее правильно читать | Часть 1