Маржа и наценка - разница и влияние на прибыльность

85

Изучите понятия маржи и наценки и их взаимосвязь. Узнайте, как рассчитывать наценку и маржу в процентах. Планируйте свою прибыльность с учетом желаемых результатов.

Маржа и наценка - понятия, с которыми имеет дело каждый ритейлер при определении цены. Их абсолютные значения чаще всего одинаковые, однако процентные - всегда разные. Именно поэтому возникает путаница в их понимании и при принятии решений.

Маржа и наценка: в чем разница и как рассчитать
Источник изображения: school.bigbird.ru

В чем разница между маржой и наценкой?

Прибыль в розничной сети формируется по простой схеме: купить дешевле – продать подороже. Прирост в цене и есть наценкой либо маржой в абсолютном выражении. Но следует понимать, что наценка используется в контексте закупочной цены (себестоимости), а маржа – отпускной (продажной) цены.

Показатель Описание
Наценка Добавка к закупочной цене товара
Маржа Разница между отпускной ценой и закупочной ценой товара

Следовательно, наценка отображает процесс генерирования прибыли, а маржа – рентабельность товаров.

Стоит отметить, что наценка (в процентном выражении) всегда больше маржи и растет более быстрыми темпами. При этом тенденции изменения этих показателей одинаковы: при росте наценки маржа будет также расти, и наоборот.

МАРЖА и НАЦЕНКА разница и отличия. Как посчитать? - YouTube
Источник изображения: m.youtube.com

Примеры: как рассчитывается наценка и маржа?

Допустим, компания торгует фруктовыми соками. Один литр сока в закупке обходится 20 ден.ед., в магазине его продают по цене 50 ден.ед.

Разница между ценой продажи и ценой приобретения 30 ден. ед. - это абсолютное значение наценки и маржи. Но в ритейле используют преимущественно процентные значения этих показателей.

Рассчитаем наценку и маржу в процентах:

Показатель Значение
Цена приобретения 20 ден.ед.
Цена продажи 50 ден.ед.
Наценка 150%
Маржа 60%

И так, цена сока увеличилась на 150%, то есть на каждых 100 ден.ед. закупочной цены добавлено 150 ден.ед., что в будущем будет воплощено в прибыль сети.

Кроме того, в цене реализации заложено 40% себестоимости и 60% маржи. То есть, каждые 100 ден.ед. сока принесут 60 ден. ед. прибыли.

Следовательно, наценка рассчитывается для определения цены, а маржа - для оценки прибыльности сети, как результат проделанной работы.

Как планировать наценку и маржу?

Понимая тесную взаимосвязь между наценкой и маржой, можно планировать и корректировать их с учетом желаемых результатов:

Наценка, % = Маржа : (100 % - Маржа)

Маржа - показатель рентабельности товаров, и каждый владелец хочет достичь ее оптимального значения. Поэтому, зная желаемую величину маржи можно рассчитать размер наценки, которую следует добавить к закупочной цене.

Для примера предположим, что владелец сети хочет увеличить маржу в следующем периоде на сок с 60% до 62% при условии, что себестоимость (цена закупки) останется неизменной. Необходимый размер наценки можно рассчитать по формуле:

Наценка = Маржа / (100% - Маржа)

Таким образом, для достижения желаемой маржи в 62%, необходимо установить наценку в 1,61 (или около 61%)

Зная эти формулы и умея корректно расчитать наценку и маржу, ритейлер может эффективно планировать свою прибыльность и принимать обоснованные решения относительно ценообразования.

Маржа и наценка: в чем разница и как рассчитать
Источник изображения: school.bigbird.ru

Что нам скажет Википедия?

Торговая наценка - составная часть цены товара; например, может быть разницей между розничной и оптовой ценой товаров, необходимая для покрытия издержек и получения средней прибыли предприятиями торговли.

Вычисляется как разница между ценой x1 и себестоимостью x2 по отношению к себестоимости x2, то есть по формуле (x1-x2)/x2 или x1/x2-1. Торговая наценка отличается от маржи, которая вычисляется как отношение той же разницы между ценой x1 и себестоимостью x2, но к цене x1.

Исходя из формулы выше расчет наценки без НДС будет следующим: Себестоимость без НДС * (Наценка +1)= Цена без НДС , или, (Цена без НДС/Себестоимость без НДС) −1 = Наценка *100 %

Основные элементы наценки:

  • Классификация торговых надбавок
  • Порядок формирования надбавки

Наценка формируется субъектом хозяйствования самостоятельно, с учётом влияния и назначением конъюнктуры рынка, качеством и потребительскими свойствами товаров и культуры торгового обслуживания, а так же от места продажи товара. Субъекты РФ не вправе регулировать торговые надбавки или их предельные уровни, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Действующее законодательство регулирует цены, в частности, на следующие товары:

  • Методы расчета наценки

Компания, решая проблему ценообразования, выбирает себе метод расчета цен, надеясь, что данный метод позволит корректно вычислить конкретную цену товара или услуги. Простейший способ образования цен выражается в начислении определённой наценки на себестоимость товара или услуги. Из себестоимости или из продажной цены вытекают два основных метода расчета наценок:

Экономические функции наценки

См. также

Литература

Учёт: ситуации и примеры: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. A.M. Петрачкова.- 2-е изд. Авторы: Р. Энтони, Дж. Рис.

Примечания

Ссылки

Национальная экономическая энциклопедия

Образовательный портал «Экономика. Управление. Право»

Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»

Центр управления финансами

Люди также спрашивают

В чем разница между Маржинальностью и наценкой?

Маржинальность — отношение маржи к выручке. Показывает эффективность бизнеса: сколько прибыли содержится в каждом заработанном рубле. Наценка — отношение маржи к переменным расходам. Показывает, какой процент бизнес добавляет к себестоимости товара.

Полный ответ на сайте skillbox.ru


Как рассчитать маржу и наценку?

Формула расчета маржинального дохода (маржи) очень проста: Маржа = Выручка — Переменные расходы ... Маржинальность = (Маржа : Выручка) 100% ... Наценка = (Маржа Переменные расходы) 100% ... Маржинальность = (10 000 — 3 000) 10 000 100% = 70% ... Наценка = (10 000 — 3 000) 3 000 100% = 233%

Полный ответ на сайте adesk.ru


Что показывает наценка?

Наценка — это часть стоимости продукта, которая составляет разницу между конечной ценой товара и его себестоимостью. Показатель рассчитывают в процентах или денежном эквиваленте.

Полный ответ на сайте sendpulse.com


Сколько процентов должна быть маржа?

В среднем хорошей маржой можно считать показатель в 20-25 %. Однако все не так просто. Все зависит от того, вкладываете ли вы часть прибыли в рост компании, инвестиции, а также от того, какие товары и услуги предлагаете.

Полный ответ на сайте kokoc.com


Видео

Маржа: что это такое и что такое маржинальность простыми словами + как посчитать маржу...

Маржа или наценка - в чем разница?

Маржа и Наценка в Excel понятия, формулы, расчёт, зависимость

Маржинальность и Наценка - в чем разница и как быстро запомнить?

Чем отличается Маржа от Наценки? Может ли быть маржа больше 100 %?

Разница между маржой и наценкой. Расчёт минимальной наценки

Аптека В Цифрах: наценка и маржа

Что такое Маржа простыми словами?