Узнайте, где искать инвесторов для вашего бизнеса и как подготовиться к привлечению инвестиций. Размещение капитала, виды инвестирования и полезные советы на ПингвинКапитал.
Cодержание
Любой бизнес рано или поздно нуждается в финансировании извне. Источник этих денег может быть разный, в том числе инвестиции. В данной статье мы рассмотрим, где искать инвесторов и с какими сложностями придется столкнуться.
Что такое инвестиции в бизнес
Инвестиции вообще — это размещение капитала с целью получения прибыли. Если говорить о предпринимательской деятельности, то в этом случае человек, компания или государство вкладываются в бизнес-идею с расчетом, что со временем они вернут свои вложения с процентом прибыли.
Существует заблуждение, что инвестиции — это только про IТ и другие технологические стартапы. Однако это не так. Любой бизнес: производственный, товарный, сервисный — может привлечь инвестиции.
Эта модель привлечения подходит для предпринимателей, которые ищут первый капитал для масштабирования либо столкнулись с болезнью роста, когда для качественного скачка не хватает внутренних и оборотных средств.
Какие существуют виды инвестирования
Есть пять типов внешнего финансирования:
- Собственные средства;
- Заемные средства;
- Инвестиции ангелов;
- Инвестиции венчурных фондов;
- Государственное финансирование.
Какой тип финансирования выбрать, зависит от конкретной ситуации. К примеру, начинающему предпринимателю банк или инвестор вряд ли даст крупный необеспеченный кредит, поэтому продать долю в этом случае — неплохой вариант. Ведь помимо прибыли совладелец разделит и ваши риски.
Разделить инвестиции также можно по источнику финансирования:
- Собственные средства;
- Заемные средства;
- Инвестиции ангелов;
- Инвестиции венчурных фондов;
- Государственное финансирование.
См. также
Как понять, что бизнесу нужны инвестиции
Вначале определите, на какой стадии развития находится ваша компания:
- Идея;
- Стартап;
- Развитие;
- Стабильность;
- Масштабирование.
У каждой приведенной стадии имеются свои задачи, цели и риски. Это означает, что и капитал привлекается тоже под совершенно разные цели. Если на старте важно выйти на рынок и протестировать спрос, то на поздних предприниматель преследует цели масштабирования, увеличения доли на рынке и увеличения прибыли.
Соответственно, чтобы понять, нужны ли вам инвестиции, определите цель вашего бизнеса на этом этапе развития:
- Получение первых клиентов и проверка идеи;
- Развитие и масштабирование продукта или услуги;
- Увеличение доли на рынке;
- Масштабирование бизнеса и увеличение прибыли.
В 2020 году Банк России проанализировал основные стадии развития компаний и особенности финансирования. Вот таблица с краткими выводами:
Стадия развития | Задачи | Цели финансирования | Источники финансирования |
---|---|---|---|
Идея | Разработка бизнес-идеи и бизнес-плана | Получение первоначального капитала | Собственные средства, инвестиции ангелов, гранты и конкурсы |
Стартап | Разработка продукта/услуги, выход на рынок | Масштабирование продукта/услуги | Инвестиции ангелов, инвестиции венчурных фондов |
Развитие | Увеличение клиентской базы, развитие бизнес-процессов | Увеличение доли на рынке, усиление конкурентных позиций | Инвестиции венчурных фондов, заемные средства |
Стабильность | Стабилизация бизнеса, оптимизация процессов | Обеспечение устойчивого дохода | Заемные средства, государственное финансирование |
Масштабирование | Увеличение производственных мощностей, расширение рынков сбыта | Увеличение прибыли, глобальный рост | Государственное финансирование, инвестиции венчурных фондов |
Как подготовиться к привлечению инвестиций
Главная цель инвестора — извлечь прибыль от своих инвестиций. Поэтому проект должен быть реалистичен, перспективен и понятен с точки зрения бизнес-модели. Рассказывать просто об идее неубедительно, поэтому необходимо подготовиться к привлечению инвестиций.
Создайте минимальный продукт. Как минимум это должен быть MVP — минимально жизнеспособный продукт. Он поможет протестировать первые гипотезы на реальных потенциальных клиентах.
Рассчитайте необходимый объем финансирования. Чтобы превратить идею в реальный бизнес или масштабировать стартап в стабильную компанию, нужны немалые деньги. Иногда для этого недостаточно своих накоплений, и поэтому вам помогут инвестиции.
Инвестиции – это не цель, а средство. Чтобы получить финансирование, основатель стартапа должен хорошо представлять, для чего именно ему нужны деньги. Для первого проекта взять кредит в банке вряд ли получится. Дело в том, что кредитные организации не финансируют начинающие проекты: для них это большие риски. Однако у вас есть несколько вариантов, где найти инвестиции для своего стартапа.
Друзья и знакомые
Начните поиск инвестора с близкого окружения. Обзвоните контакты из телефонной книги, расскажите об идее бизнеса друзьям и родственникам. Чем больше вы говорите о стартапе, тем выше шансы найти инвестора. Однако всегда разделяйте личное и профессиональное. Прежде чем принимать деньги от близких людей, убедитесь, точно ли они готовы разделить ваши риски.
См. также
Бизнес-ангелы
Это частные венчурные инвесторы. Они дают стартапам не только финансовую, но и экспертную поддержку. Бизнес-ангелы часто становятся для проектов полноценными кураторами и делятся опытом, а в обмен – получают долю в компании. Чтобы связаться с бизнес-ангелами, используйте контакты с официальных сайтов сообществ или пишите им в социальных сетях.
Бизнес-инкубаторы
Найти инвестора можно через бизнес-инкубаторы – организации, созданные для поддержки стартапов. Они помогают бизнесу с арендой офиса, предоставляют доступ к оборудованию и базам данных, консультируют по вопросам налогообложения и юриспруденции, а главное – обеспечивают связи с партнерами и инвесторами. Отличаются от бизнес-ангелов тем, что не вкладывают в проекты собственные деньги. Пример бизнес-инкубатора – Starta Ventures Hybrid.
Корпоративные акселераторы
Акселераторы так же, как и инкубаторы, специализируются на развитии стартапов и привлечении инвестиций. Они отличаются тем, что поддерживают уже стабильно работающие проекты и помогают начинающему бизнесу масштабироваться. Обычно такие программы занимают от трех до шести месяцев. Затем проводят demo-day, где проект представляют инвесторам.
См. также
Гранты и конкурсы
Безвозмездные инвестиции – желанный приз для любого стартапа. Чтобы его получить, нужно выбрать организатора конкурса (обычно им становятся частный или государственный фонд), отправить заявку и пройти отбор.
Грант всегда выдают на определенные задачи, например, аренду помещения. Если они не совпадают с вашими целями, то у вас всегда есть другие варианты.
Заключение
Инвесторы играют важную роль в развитии бизнеса. Они не только предоставляют финансирование, но также могут поделиться своим опытом и контактами. Найдите подходящий источник финансирования для вашего бизнеса и подготовьтесь к привлечению инвестиций, чтобы достичь новых высот в своей предпринимательской деятельности.
Что нам скажет Википедия?
Бизнес-ангел (англ. angel, business angel, angel investor и пр.) — частный венчурный инвестор, дающий финансовую и экспертную поддержку компаниям на ранних этапах развития.
Понятие «ангел» сформировалось в театральной среде Нью-Йорка в начале XX века. В Театральном квартале вокруг Бродвея «ангелами» называли обеспеченных поклонников театра, инвестировавших в новые постановки. Их привлекало покровительство искусству и близкое знакомство со знаменитыми актёрами и режиссёрами. Инвестиции были рискованными — «ангел» получал прибыль только в случае успеха постановки.
В отношении частных инвесторов этот термин впервые применил Уильям Ветцель, профессор Университета Нью-Гэмпшира в 1978 году. Эту характеристику получили обеспеченные мужчины с опытом предпринимательской и управленческой деятельности, непублично вкладывающие средства в местные компании на ранних стадиях развития. Работы Ветцеля пробудили интерес к явлению, и в 80-х годах Управление по делам малого бизнеса при правительстве Соединённых Штатов включилось в поддержку исследований непубличного рынка венчурного капитала, а термин закрепился в английском языке.
Неформальный рынок частных инвестиций сформировался в Кремниевой долине во второй половине XX века, а первыми «бизнес-ангелами» стали технологические предприниматели, сформировавшие капитал на военных заказах правительства США.
Бизнес-ангелы существовали задолго до появления термина. Например, в 1874 году Томас Сандерс и Гардинер Грин Хаббард стали инвесторами телефонной компании Александра Белла, а спустя несколько лет совершили удачный «выход» из успешного проекта. В 1878 году предприниматели Джон Пирпонт Морган и Спенсер Траск (англ.) (рус. профинансировали разработки Томаса Эдисона в области электричества. Генри Форд привлёк 40 тысяч долларов от пяти частных инвесторов для открытия компании в 1903 году. Вице-президент Стэнфордского университета Фредерик Терман вложил 538 долларов личных средств в разработку осциллятора Уильяма Хьюлетта и Дэвида Паккарда.
Исторически бизнес-ангелы — основной источник внешнего финансирования новых компаний с потенциалом быстрого роста. Они помогают стартапам преодолеть этап, когда объём необходимых для развития ресурсов превышает возможности основателей, но недостаточно велик, чтобы заинтересовать инвестиционный фонд.
Бизнес-ангелы инвестируют в компании напрямую и оперируют собственным капиталом. Ангел может инвестировать не только в готовый проект, но и в идею, что невозможно для институционального инвестора. В портфеле бизнес-ангела небольшие инвестиции превалируют по числу и суммарному объёму. Исключение из этого правила — «суперангелы», оперирующие капиталом соизмеримым с ресурсами венчурных фондов. Зачастую ангелы инвестируют совместно, объединяя ресурсы и сокращая индивидуальные риски.
Социологические исследования указывают на постоянство портрета среднестатистического бизнес-ангела — это имеющий университетскую степень мужчина в возрасте от 45 до 65 лет, с предпринимательским или управленческим опытом за плечами. Ангелов характеризует интерес к бизнесу, и среди них редко встречаются учёные или специалисты, не связанные с управлением — например, врачи.
Ангельские инвестиции часто характеризуют как «умные деньги»: ангелы охотнее поддерживают проекты, в которых могут применить собственный опыт. Личная вовлечённость и экспертные знания — принципиальное отличие бизнес-ангелов от других частных инвесторов. Среди активных бизнес-ангелов много предпринимателей, привлекавших внешнее финансирование в собственные проекты.
В России понятие бизнес-ангела является сравнительно новым, а рынок ангельских инвестиций в стране невелик. Задачу бизнес-ангелов зачастую выполняют грантовые программы, а подготовкой новых инвесторов занимаются государственные институты развития — Российская венчурная компания, Фонд развития интернет-инициатив — и объединения бизнес-ангелов.
В конце 2021 года трёхсторонним соглашением между Московским инновационным кластером, Сбербанком и клубом венчурных инвесторов Angelsdeck в Москве был основан венчурный клуб «Синдикат».
В Соединённых Штатах бизнес-ангелы, как правило, являются аккредитованными инвесторами в соответствии с действующими правилами SEC. В 2013 году 41% руководителей технологического сектора назвали бизнес-ангелов в качестве средства финансирования.
В Великобритании на тот год насчитывалось от 4 000 до 6 000 бизнес-ангелов. Кроме того, каждый из инвесторов в среднем приобрёл 8% акций предприятия. Что касается доходности, то 35% инвестиций приносили отдачу от одного до пяти раз от размера первоначальных инвестиций, в то время как 9% приносили десятикратный доход и более.
Бизнес-ангелы также активны в других странах, таких как Канада, Китай и Индия. В Канаде насчитывается от 20 000 до 50 000 ангелов, а в Китае предприниматели часто привлекают инвестиции от иностранных инвесторов.