Как доказать коммерческую тайну?

39

У каждой компании есть свои тайны: маркетинговые планы, данные о закупках, показатели, контакты деловых партнеров, ноу-хау. Узнайте, как защитить коммерческую тайну в вашей компании и избежать незаконного разглашения.

У каждой компании есть свои тайны: маркетинговые планы, данные о закупках, показатели, контакты деловых партнеров, ноу-хау. За счет этих секретных данных можно увеличить отрыв от конкурентов, повысить доход.

От защищенности этих сведений часто зависит успех. Сотрудники, у которых есть доступ, могут продать информацию конкурентам фирмы или использовать самостоятельно. Незаконное получение и разглашение коммерческой тайны – частая причина споров.

Как доказать факт разглашения коммерческой тайны, наказать виновных и  взыскать ущерб – Кадровое дело № 11, Ноябрь 2009
Источник изображения: e.kdelo.ru

Что такое коммерческая тайна?

Федеральный закон №98 «О коммерческой тайне» устанавливает, что с помощью специального режима компания может получать выгоду. За организациями закреплено право бороться с распространением секретных сведений. Виновника можно привлечь к административной, материальной, дисциплинарной и даже уголовной ответственности. Но не всякие сведения о деятельности компании секретны.

Например, врачебная тайна действует без дополнительного закрепления с помощью документации, а режим коммерческой тайны устанавливают через создание и подписание нескольких документов.

Компания самостоятельно устанавливает перечень секретной информации. Эти сведения должны отвечать нескольким критериям:

  • На словах признать информацию коммерческой тайной нельзя. Большое значение имеет грамотное оформление документации. При допущении ошибок наказать виновника разглашения конфиденциальной информации невозможно.
  • Коммерческая информация не имеет степеней секретности, в отличие от государственной.
  • Информация, которую нельзя признать коммерческой тайной, определена в ст. 5 ФЗ №98 «О коммерческой тайне».
Как защитить коммерческую тайну - новости Право.ру
Источник изображения: pravo.ru

Разглашение коммерческой тайны работниками: когда доказать нельзя

Разглашение коммерческой тайны – повод для увольнения. Прежде чем уволить сотрудника, важно убедиться, что это законно. Суд может встать на сторону нарушителя, если при установлении режима допущены ошибки. Одной подписи в соглашении или трудовом договоре недостаточно.

Отсутствует гриф «Коммерческая тайна»

Этот факт может помочь сотруднику доказать свою невиновность. Ведь нанесение грифа – обязательная мера.

Неполный перечень конфиденциальной информации

Если в перечне не значится, что информация о маркетинговых планах компании является конфиденциальной – уволить сотрудника при разглашении этой информации нельзя.

Коммерческая тайна: что нужно знать о ее сохранении

В России предусмотрены самые разные тайны: государственная, военная и т. д. Адвокаты обязаны не разглашать то, что им сообщают клиенты. Врачи не имеют права говорить о диагнозах пациентов. Эти «тайны» не нуждаются в особом закреплении в договоре или соглашении.

Но есть еще и такое понятие, как «коммерческая тайна». И для ее сохранения юридическим лицам требуется особый режим. Со всеми, кто знаком с каким-либо секретом компании, необходимо заключить дополнительное соглашение. В большинстве случаев коммерческую тайну обязаны хранить непосредственно сотрудники юрлица. В отдельных ситуациях особый контракт заключают с поставщиками, заказчиками и даже юристами компании.

Но перед составлением договора важно понять, что скрывается за термином «коммерческая тайна», как можно наказать за ее разглашение, и когда можно вообще не переживать о ее существовании.

Как показывает статистика, работодатели все чаще вместе с приказом о приеме на работу предлагают соискателю подписать соглашение о сохранении коммерческой тайны. Такой же документ визируют все, кто работает с юридическим лицом по иным контрактам, кроме трудовых.

Юристы отмечают, что и им часто предлагают подписать соглашение, регламентирующее, что относится к коммерческой тайне, в каких ситуациях ее можно раскрывать и кому-либо передавать.

Судам же приходится рассматривать иски, затрагивающие коммерческую тайну. В 2020 году количество споров выросло на треть в сравнении с 2018 годом.

Коммерческая тайна: законодательная база и локальные акты компании

Формально организация может признать коммерческой тайной практически любую информацию. Исключения перечислены в ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне».

Так, организация не может засекретить:

  • Информацию, которая является публично известной или общедоступной.
  • Информацию, к которой компания не принимает мер по охране ее конфиденциальности.
  • Информацию, которая не предоставляет коммерческой выгоды или конкурентного преимущества.

В этом же Федеральном законе обозначены и условия сохранения «секретных» данных. Юридическому лицу для начала необходимо решить, что относится к коммерческой тайне. Далее нужно определиться, кто имеет к ней доступ. На следующем этапе предстоит регламентировать процессы обращения с подобной информацией. Как считают эксперты, в вопросах защиты коммерческой тайны нельзя ограничиваться общими фразами, нужны максимально подробные сведения. В этом случае нарушителя режима можно будет наказать по всей строгости закона.

Также компании нужно определиться, кто так или иначе имеет доступ к коммерческой тайне. Если работа на какой-либо должности или по гражданско-правовому договору предполагает ознакомление с коммерческой тайной, необходимо заключить сотрудника или контрагента в отдельном документе.

Как доказать факт разглашения коммерческой тайны, наказать виновных и  взыскать ущерб
Источник изображения: www.audit-it.ru

Типичные ошибки

Коммерческая тайна – это не просто важная для компании информация, это режим работы с информацией. Невозможно защититься от разглашения, просто прописав в договоре с подрядчиком несколько слов о коммерческой тайне. Зачастую компании в договорах упоминают конфиденциальность информации, допуская при этом одну из этих ошибок:

  1. Без режима коммерческой тайны не действует запрет на разглашение. Таким пунктом договора можно попытаться напугать, но на практике этот запрет ничего не стоит.
  2. Во втором случае компания защищает себя слишком формально. В случае суда решение может быть принято не в вашу пользу именно из-за отсутствия конкретики.

Первый шаг в защите коммерческой тайны – ввести режим коммерческой тайны в компании.

Как доказать факт разглашения коммерческой тайны, наказать виновных и  взыскать ущерб – Кадровое дело № 11, Ноябрь 2009
Источник изображения: e.kdelo.ru

Больше конкретики

Посвятите коммерческой тайне целый раздел договора, но избегайте шаблонных фраз. Когда юрист вашего контрагента увидит шаблонную фразу, скорее всего, он сделает такой вывод: «Формальность. Клиент ничем не рискует». Если же юрист увидит подробно и правильно составленный раздел, он непременно сделает на этом акцент и уточнит у клиента о возможности сохранения тайны.

Если партнер действительно сольет информацию и это повлечет для вас убытки – можно будет смело идти в суд и взыскать с обидчика штраф. Подробный раздел договора сделает вашу позицию в суде более твердой. Для этого в нем надо написать, какая информация секретна, что запрещается делать с этой информацией, какие будут применены санкции и как искать виновного в случае нарушения. Остановимся на этом подробнее.

Секретная информация

В договорах можно встретить формулировку вроде «Стороны обязуются не разглашать конфиденциальную информацию без согласия другой стороны».

Все прекрасно, и стороны договорились. Но какие именно сведения считаются секретом – непонятно. В итоге одна сторона считает, что нельзя раскрывать суть заказа, другая смело размещает его в своем портфолио на сайте. Идти в суд бессмысленно, ведь для него расплывчатая формулировка равна ее полному отсутствию.

Пример из судебной практики: транспортная компания подала иск к своему подрядчику ИП Череде за разглашение конфиденциальных сведений.

Одним из базовых принципов в обеспечении права общества на получение информации является установление бремени доказательства на стороне, обязанной предоставлять информацию. Т.е запрашивающий информацию не должен предоставлять причин для запроса, но для непредставления информации должна быть представлена причина.

Законы о свободе информации обычно не вполне распространяются на частный бизнес, и с переходом каких-то функций от государства к частным компаниям, доступ к информации, бывшей ранее открытой, может быть затруднен.

Коммерческая тайна: что это, закон, ответственность за разглашение, меры  защиты
Источник изображения: journal.tinkoff.ru

Что нам скажет Википедия?

Одним из базовых принципов в обеспечении права общества на получение информации является установление бремени доказательства на стороне, обязанной предоставлять информацию. Т.е запрашивающий информацию не должен предоставлять причин для запроса, но для непредставления информации должна быть представлена причина.

Законы о свободе информации обычно не вполне распространяются на частный бизнес, и с переходом каких-то функций от государства к частным компаниям, доступ к информации, бывшей ранее открытой, может быть затруднен.

Люди также спрашивают

Что можно признать коммерческой тайной?

Коммерческой тайной можно признать любую информацию, которая соответствует следующим условиям: Относится к предпринимательской деятельности компании. ... Не содержит сведений, которые составляют государственную тайну. ... Информация принадлежит данной организации.

Полный ответ на сайте journal.tinkoff.ru


Как определить коммерческую тайну?

Коммерческая тайна сведения любого характера, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность;сведения неизвестны третьим лицам;у третьих лиц нет свободного доступа к сведениям на законном основании;в отношении сведений введен режим коммерческой тайны обладателем таких сведений.

Полный ответ на сайте rppa.ru


Какие документы являются коммерческой тайной?

К таким сведениям относятся: данные в учредительных документах компании, а также ЕГРЮЛ и ЕГРИП; документы, дающие право заниматься бизнесом; информация о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности и т.

Полный ответ на сайте rosco.su


Как получить коммерческую тайну?

Чтобы придать сведениям статус коммерческой тайны, нужно нанести на них гриф Коммерческая тайна, указать правообладателя, прописать режим обращения с секретными данными и ознакомить с ними выбранных лиц. Всё это важно зафиксировать в документах компании и договорах с персоналом.

Полный ответ на сайте www.sberbank.ru


Видео

ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ. Как доказать факт разглашения? Как наказать нарушителей? Практика и кейсы

Какая информация относится к коммерческой тайне? Как установить режим коммерческой тайны?

Защита коммерческой тайны (конфиденциальной информации). Правильно и последовательно.

Как установить режим коммерческой тайны?

Почему в России не работает NDA (соглашение о неразглашении)

Семинар: "Вводим режим коммерческой тайны. Пошаговый алгоритм"

Охрана коммерческой тайны

Коммерческая тайна и как с ней правильно работать специалисту по кадрам