Мотивация в менеджменте

51

Управление персоналом ― сложный процесс, охватывающий разные сферы, от постановки задач до контроля. Мотивация как функция менеджмента проявляется в выполнении мероприятий, направленных на повышение работоспособности сотрудников и производительности труда. Узнайте о роли и функциях мотивации в менеджменте, а также о теориях и видах мотивации персонала. Научитесь эффективно управлять персоналом и создавать благоприятную рабочую среду.

Управление персоналом ― сложный процесс, охватывающий разные сферы, от постановки задач до контроля. Мотивация как функция менеджмента проявляется в выполнении мероприятий, направленных на повышение работоспособности сотрудников и производительности труда.

Мотивация в менеджменте - интернет энциклопедия для студентов
Источник изображения: www.homework.ru

Понятие

Мотивация представляет собой побуждение внутренних чувств человека, которые им движут для достижения поставленной цели всеми доступными методами. В менеджменте она играет одну из ключевых ролей.

По своей природе человек готов качественно выполнять задачи, стремиться к реализации плана, если видит собственную материальную или нематериальную выгоду.

Мотивация очень схожа со стимулированием, но всё же есть разница между этими понятиями.

Если первый термин больше описывает внутреннее побуждение человека к действию, возникающее под воздействием его собственных потребностей, то во втором случае на него оказывают влияние внешние факторы.

Движущие силы мотивации ― это инстинкт, интересы и потребности. Система менеджмента основывается на первых двух.

Во время работы с персоналом менеджеру рекомендуют выполнять ряд взаимосвязанных между собой действий:

  • Анализировать потребности и мотивы персонала
  • Устанавливать цели, удовлетворяющие личностные потребности сотрудников
  • Обеспечивать инструменты для достижения целей
  • Направлять сотрудников к выполнению задач
  • Координировать действия сотрудников

В теории менеджмента мотивация относится к функциям, направленным на воспитание здоровых потребностей личности, связанных с достижением целей компании. При этом часто используют нетрадиционные методы побуждения, такие как проведение корпоративных мероприятий, объединение сотрудников в группы по интересам.

Мотивация в менеджменте - интернет энциклопедия для студентов
Источник изображения: www.homework.ru

Назначение

Активизация и стимулирование персонала ― основное назначение мотивации как функции менеджмента.

Мероприятия, выполняемые в рамках побуждения работников к качественному и продуктивному труду, направлены на активирование внутренних потребностей личности, а затем на организацию такой среды, в которой присутствуют материальные и нематериальные факторы, стимулирующие желание человека удовлетворять эти потребности.

Сопутствующими назначениями мотивации называют целеполагание, направление и регулирование.

Перед сотрудником ставят цель, которая удовлетворяет его личностные потребности. Дают инструменты для ее достижения, направляют к выполнению задач, а затем в процессе выполнения функций координируют его действия.

Теории мотивации

Мотивационная функция менеджмента строится на содержательных и процессуальных теориях, предложенных учеными, которые жили в разное время. Несмотря на давний период их происхождения, актуальности они не теряют и сегодня.

Содержательные теории строятся на идентификации внутренних потребностей личности и нахождении стимулов, которые побуждают человека к действию. Примерами содержательных теорий являются иерархия потребностей Маслоу и двухфакторная теория Герцберга.

Процессуальные теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на поведение человека и его трудовую активность. Основное внимание в этих теориях сконцентрировано на анализе потребностей человека и их влиянии на мотивацию трудовой деятельности. Примерами процессуальных теорий являются теория ожидания, теория справедливости и теория установленных целей.

Мотивация в менеджменте
Источник изображения: discovered.com.ua

Мотивация как процесс

Понимание мотивации как процесса в менеджменте можно рассмотреть с двух точек зрения.

В первом случае определение рассматривает ее как удовлетворение сотрудниками потребностей в процессе трудовой деятельности, достижение их целей, согласованных с задачами компании.

Во втором случае понятие мотивации в системе менеджмента с позиции процесса может быть сформулировано как виды мер, которые принимает организация для достижения установленных показателей, повышения результативности работы сотрудников.

Этапы процесса мотивации включают:

  1. Идентификация потребностей сотрудников
  2. Выбор подходящих мотивационных инструментов и мероприятий
  3. Реализация мотивационных действий
  4. Оценка результатов

Последний этап может привести к усилению или ослаблению мотивации к деятельности. Процесс кажется довольно простым в схематичном виде. Но мотивация в менеджменте многогранна, так как личность человека сложна и неоднозначна, и то, что работает для одного сотрудника, может не подойти для другого.

Менеджмент организации: Основы менеджмента: Мотивация деятельности в  менеджменте
Источник изображения: www.aup.ru

Учет потребностей и мотивов в системе мотивации

Потребности – то, что заложено в человека на психическом уровне. Высоко их значение не только в обычной жизни, но и в трудовой деятельности.

Управленцу важно понимать, что человек начинает выполнять набор действий с определенной целью. И это не всегда решение экономических задач. Понимая, что такое побуждение в менеджменте, как выявлять и влиять на мотивы, руководитель может создавать благоприятные условия для удовлетворения потребности сотрудника так, чтобы работник приносил наибольшую пользу компании.

Рекомендуется мониторить ситуацию в коллективе, чтобы определять, какие на данный момент для персонала потребности актуальны. Компания UP business предлагает разработку системы мотивации, исходя их потребностей вашего бизнеса.

Заказать разработку системы мотивации под ключ

Функции мотивации в менеджменте

Выделяют следующие функции мотивации в менеджменте:

  1. Стимулирующая функция
  2. Организационно-регулятивная функция
  3. Удовлетворяющая функция

Рассмотрим те, которые наиболее интересны для менеджмента. Стимулирующая функция отражает то, что человек действует в ответ на раздражители. Они могут быть обусловлены биологическими, социогенными и индивидуальными факторами. Применяются различные стимулы для управления поведением людей.

Организационно-регулятивная функция связана с установлением целей, направлением и координацией действий сотрудников в процессе работы. Она позволяет создать систему взаимосвязанных задач и обеспечить их выполнение.

Удовлетворяющая функция направлена на обеспечение удовлетворения потребностей сотрудников. Работники, чувствующие удовлетворение, более мотивированы и проявляют большую продуктивность.

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Мотивация как функция менеджмента
Источник изображения: intuit.ru

Виды мотивации персонала

Мотивация персонала — один из способов повышения производительности труда. Мотивация труда персонала является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия.

Наиболее эффективной системой мотивации сотрудников является «мотивация на результат». Результаты работы сотрудников определяются с помощью KPI (Ключевых показателей эффективности). KPI и мотивация персонала позволяют существенно улучшить эффективность и производительность работы компании. Большинство теоретиков систем мотивации приходили к выводу, что только мотивация на результат является совершенной системой, так как обосновывает бизнесу выплаты вознаграждений, а сотрудникам дает возможность получать и увеличивать доход в четкой зависимости к приложенным усилиям.

Выделяют следующие виды мотивации персонала:

  • Материальная мотивация - связана с финансовыми вознаграждениями, премиями, бонусами;
  • Нематериальная мотивация - основана на удовлетворении потребностей, признании, похвале, возможностях карьерного роста;
  • Социальная мотивация - связана с командной работой, коллективом, поддержкой со стороны коллег и руководства;
  • Профессиональная мотивация - обусловлена желанием развиваться в своей профессии, приобретать новые знания и навыки.

Одним из предметов современных исследований также является взаимодействие этих видов между собой на конечный результат.

Как разработать систему мотивации в менеджменте
Источник изображения: www.gd.ru

Заключение

Мотивация в менеджменте играет важную роль в повышении работоспособности сотрудников и производительности труда. Понимание понятия мотивации и ее функций позволяет менеджерам эффективно управлять персоналом и создавать благоприятную рабочую среду, удовлетворяющую потребности сотрудников. Разработка системы мотивации, учет потребностей и мотивов персонала, выбор подходящих инструментов и мероприятий, а также оценка результатов являются важными шагами в управлении мотивацией в менеджменте.

Что нам скажет Википедия?

Мотивация персонала — один из способов повышения производительности труда. Мотивация труда персонала является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия.

Наиболее эффективной системой мотивации сотрудников является «мотивация на результат». Результаты работы сотрудников определяются с помощью KPI (Ключевых показателей эффективности). KPI и мотивация персонала позволяют существенно улучшить эффективность и производительность работы компании. Большинство теоретиков систем мотивации приходили к выводу, что только мотивация на результат является совершенной системой, так как обосновывает бизнесу выплаты вознаграждений, а сотрудникам дает возможность получать и увеличивать доход в четкой зависимости к приложенным усилиям.

Выделяют следующие виды мотивации персонала:

  • Материальная мотивация - связана с финансовыми вознаграждениями, премиями, бонусами;
  • Нематериальная мотивация - основана на удовлетворении потребностей, признании, похвале, возможностях карьерного роста;
  • Социальная мотивация - связана с командной работой, коллективом, поддержкой со стороны коллег и руководства;
  • Профессиональная мотивация - обусловлена желанием развиваться в своей профессии, приобретать новые знания и навыки.

Одним из предметов современных исследований также является взаимодействие этих видов между собой на конечный результат.

Произошедшее в Новое Время изменение форм мышления – то есть психики человека, культурной манифестацией которой в XVII – XVIII веках стал рационализм и эмпиризм, а затем, в XIX веке – позитивизм и прагматизм, привело к проявлению и актуализации множества экзистенциальных проблем, одной из которой стала проблема мотивации.

Решение этой проблемы в XIX веке представлялось достаточно простым: контроль, наказание и вознаграждение виделись оптимальной и эффективной технологией, которая стала элементом наиболее известной классической системы управления созданной Тейлором, в основе которой лежали взгляды на человека, интегрированные позже МакГрегором в так называемую «теорию X».

В течение последних 100 лет психология мотивации ушла от изначальных биологических моделей мотивации, предложенных, в частности, Уильямом Мак-Дугаллом и ранними бихевиористами, - моделей, которые не использовали в качестве объяснения причин мотивирующих поведение человека ничего принципиально отличного от причин, мотивирующих животных, к антропологическим и социокультурным моделям.

Люди также спрашивают

Какое значение имеет мотивация в менеджменте?

Мотивацию можно по праву считать одной из важнейших функций менеджмента. Она побуждает человека к тому, чтобы он участвовал в деятельности, достигал установленных показателей. Рассмотрим виды мотивации в менеджменте, ее функции. Изучим ее как процесс.

Полный ответ на сайте upinc.ru


Какие существуют виды мотивации?

Существует два основных вида мотивации: материальная и нематериальная.

Полный ответ на сайте www.seeneco.com


Что понимается под мотивацией труда в системе менеджмента?

Применительно к сфере менеджмента и управления, под мотивацией понимается ряд действий руководства, которые побуждают сотрудников к активизации их деятельности ради достижения целей, стоящих перед организацией.

Полный ответ на сайте cyberleninka.ru


Какие существуют виды мотивации персонала?

Виды мотивации персонала оплата труда;премии и бонусы;процент от прибыли;социальный пакет, например, медицинская страховка;скидки на собственную продукцию или услуги;акции компании;подарки и другие формы.

Полный ответ на сайте searchinform.ru


Видео

Тайм-менеджмент. Мотивация. Способы мотивации - вебинар от 27.03.2018. Денис Самарин

Урок 2. Цикл менеджмента. Мотивация

Лекция 9: Мотивация как функция менеджмента

Основы менеджмента. Психологические теории мотивации.

Функции управления - мотивация

Основы менеджмента. Понятие и процесс мотивации сотрудника.

КАК Начать ЧТО-ТО Делать? 💡 Тайм-менеджмент / Мотивация / Личная эффективность

Основы менеджмента. Процессуальные теории мотивации.