Основы и типы организационной структуры управления

54

Под организационной структурой управления понимается состав, взаимодействие, соподчиненность, а также распределение работы по подразделениям и управленческим органам, между которыми формируются определенные отношения, связанные с реализацией властных полномочий, потоков распоряжений и информации. Узнайте основы и типы организационной структуры управления в статье на ПингвинКапитал.

Под организационной структурой управления понимается состав, взаимодействие, соподчиненность, а также распределение работы по подразделениям и управленческим органам, между которыми формируются определенные отношения, связанные с реализацией властных полномочий, потоков распоряжений и информации.

Электронный учебник
Источник изображения: de.ifmo.ru

Основы организационной структуры управления

Основой для появления и функционирования того или иного типа организационной структуры управления на предприятии, а также залогом увеличения производительности является горизонтальное разделение труда, при котором весь объем работы разбивается на компоненты.

Пять технологий координации работы (Г. Минцберг):

  • Обоюдное согласование помогает координации благодаря процессу неформального общения, когда контроль над работой осуществляется непосредственно работниками.
  • Контроль напрямую способствует координации в том плане, что ответственность за выполненную другими людьми работу, постановка им задач и надзор за их действиями являются обязанностями одного человека.
  • Процесс работы может координироваться и без прямого контроля и взаимного согласования. Процесс труда, его исходные условия и результаты можно заранее запланировать так, чтобы они соответствовали заданным стандартам:
  1. Определение стандартов рабочих процессов предполагает собой четкое программирование или определение содержания труда.
  2. Определение стандартов выпуска предполагает четкое определение результатов работы.
  3. Определение стандартов знаний и навыков (квалификации) предполагает четкое определение уровня подготовки работников, необходимого для работы.

Группирование в организации способствует эффективности труда всех ее частей посредством объединения конкретных организационных единиц и должностных позиций.

Основные принципы группирования:

  • Функциональность - группировка по функциям или видам деятельности.
  • Географическая локализация - группировка по географическому принципу.
  • Продуктовая линия - группировка по продуктам или услугам.
  • Клиентская группа - группировка по целевым аудиториям или клиентам.
  • Проектная структура - группировка по проектам или задачам.
Электронный учебник
Источник изображения: de.ifmo.ru

Типы организационных структур управления

На практике существуют несколько типов организационных структур управления предприятием:

  • Линейная структура управления предприятием подразумевает, что каждым подразделением руководит управленец, осуществляющий единоличное руководство подчиненными сотрудниками и сосредоточивший в себе все функции управления. Данный управленец в свою очередь подчиняется вышестоящему управленцу.
  • Функциональная структура - вид организационной структуры, подразумевающий собой группирование конкретных должностей в отделы на основе общих видов деятельности.
  • Линейно-функциональная структура является комбинацией линейной и функциональной структур, где руководители подразделений имеют функциональную подчиненность и относительную автономию в своем подразделении.
  • Дивизиональная структура предполагает разделение фирмы на автономные структурные подразделения, деятельность каждого из которых протекает на отдельных целевых рынках.
  • Матричная структура представляет собой комбинацию функциональных и проектных подразделений, где сотрудники работают над проектами, сохраняя свою функциональную принадлежность.
  • Комбинированная структура - это комбинация различных типов структур управления в зависимости от потребностей и особенностей предприятия.

Организационная структура управления в менеджменте

Организационная структура управления - это совокупность звеньев управления, находящихся во взаимосвязи и соподчиненности и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Для достижения поставленных целей и выполнения соответствующих задач менеджер должен создать организационную структуру (организационную систему управления) предприятия. В самом общем смысле этого слова структура системы — это совокупность связей и отношений между ее элементами. В свою очередь, организационная система управления представляет собой совокупность подразделений и должностей, связанных отношениями и подчинением.

Организационную структуру управления составляют три основных элемента:

  1. Аппарат управления, который осуществляет организацию и управление работой предприятия. Структура аппарата управления определяет состав и взаимосвязь его подразделений, а также характер возложенных на них функций.
  2. Подразделения и их взаимоотношения. Разработка структуры управления связана с определением перечня соответствующих подразделений и штата их работников, а также с установлением взаимоотношений между ними, содержанием и объемом выполняемых работ, правами и обязанностями каждого работника.
  3. Информационные связи и коммуникации. Для эффективного функционирования организационной структуры управления необходимы эффективные информационные связи и коммуникации между подразделениями, а также между руководством и исполнителями.

С точки зрения качества и эффективности управления выделяют следующие основные типы структур управления предприятием:

  • Иерархическая структура управления - наиболее распространенный тип структуры, основанный на принципах управления, сформулированных Ф. Тейлором и М. Вебером. Она характеризуется вертикальной иерархической цепочкой подчинения, где каждый уровень управления подчиняется вышестоящему уровню.
  • Функциональная структура - группировка должностей по функциям или видам деятельности, что способствует централизации знаний и координации работ.
  • Дивизиональная структура - разделение фирмы на автономные структурные подразделения, деятельность которых протекает на отдельных целевых рынках.

В зависимости от специфики деятельности предприятия и его взаимодействия с внешней средой, менеджер должен выбрать оптимальную организационную структуру управления, которая будет соответствовать стратегическим целям и задачам предприятия.

Функциональная структура управления
Источник изображения: www.upravlenie24.ru

Что нам скажет Википедия?

Организационная структура управления — это совокупность управленческих связей между управляющей и управляемой подсистемами системы управления, характеризующая состав и информационные взаимосвязи, как отдельных исполнителей, так и самостоятельных подразделений, находящихся в последовательной соподчиненности и наделенных конкретными правами.

Для достижения стратегических целей структуру управления выбирают в зависимости от того, какое направление деятельности организации является наиболее значимым.

Функциональная структура

Функциональная структура — структура, в которой должностные позиции группируются в организационные звенья по признаку выполнения ими функций.

Основные функции определяют направленностью экономической ролью организации.

К основным функциям относят закупки, финансирование, сбыт, производство и управление в целом, включающие в себя операции, которые связаны с наймом персонала.

Функции, без которых организация может обойтись при отсутствии особой регламентации, которая обязывает четкого исполнения данных функций называются дополнительными.

Централизация, профессионализм, экономичность являются визитной карточкой функциональной структуры.

Линейную, функциональную и линейно-функциональную структуры управления, в литературе часто выделяют отдельно.

Дивизиональная структура

Фирма разбивается на некоторые структурные подразделения, деятельность каждого из которых протекает на отдельных целевых рынках, притом центральный офис предоставляет подразделениям полную автономию.

Такие автономные структурные подразделения называются дивизионами. Все вопросы как оперативные, так и стратегические, связанные с операциями компании уполномочен решать руководитель дивизиона. Однако за головным офисом компании сохраняются стратегические задачи управления офисом.

Дивизионы, в зависимости от выделения компанией признаков целевых рынков, бывают: клиентские, продуктовые, региональные.

Наиболее ярким примером выступают международные консалтинговые фирмы.

В самом начале компании еще только изучают и анализируют зарубежные операции, для этого назначается управляющий по экспорту, который находится в подчинении у руководителя маркетингового отдела. При необходимости, в каждой стране, такие компании имеют возможность создавать филиалы, а руководитель зарубежного филиала находится в подчинении исполнительного директора или президента компании.

Следующий этап развития — создать международное отделение во главе с руководителем, также находящегося в подчинении президента компании. Все функции сосредоточены в международном отделении (маркетинг, финансы, производство, кадры), необходимые дли руководства деятельности филиалов. Организационная структура снова может подвергаться изменениям, если в стратегическом плане компании перестают делать основной акцент на операции внутри одной страны и деятельность компании стала глобальной по своему характеру.

Наиболее распространенными считают глобальную продуктовую структуру и глобальную региональную структуру.

Проектная структура

В основе проектной структуры управления лежит организация работы над проектом, то есть любое производство, направленное на создание нового продукта, услуги, работы, исследования и т. п.

В компании могут реализовывать одновременно несколько проектов, каждый из которых имеет определенные сроки начала и окончания, назначается руководитель проекта, выделяются определенные ресурсы: кадры, финансы, оборудование и т. п.

Управление проектом реализует все функции менеджмента: прогнозирование, планирование, организацию, координирование, мотивацию, контроль и т. п.

После завершения работы над проектом данная структура прекращает своё существование, её составляющие, включая кадровый состав, переходят в новый проект или увольняются. По форме структура управления по проектам может являться линейной или дивизионной, в которой определенный дивизион существует на время выполнения проекта, а также смешанной.

Матричная структура

Матричная структура является органичным сочетанием двух и более указанных выше структур: проектной и функциональной, региональной и товарной, клиентской и региональной и т. д. отличительной особенностью матричной структуры является подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.

Руководитель проекта ставит задачи перед членами проектной группы, определяет сроки, осуществляет контроль за деятельностью группы. Руководители функциональных служб определяют способы решений поставленных перед соответствующими специалистами задач и контролируют ход их решений.

Два основных отличия матричной структуры от проектной структуры:

Сетевая структура

Сетевая структура формируется динамически под реализуемый инновационный проект. В такой организационной системе лидером временного структурного подразделения назначается инициатор инновационной идеи.

Примечание

Литература

Люди также спрашивают

Что понимается под структурой управления?

Организационная структура управления — совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Полный ответ на сайте www.businessstudio.ru


Какие есть структуры управления?

В зависимости от типа взаимосвязей между участниками процесса управления можно выделить следующие разновидности структур управления: линейная;функциональная;линейно-функциональная;матричная;дивизиональная;комбинированная.

Полный ответ на сайте plansys.ru


Что такое организационная структура простыми словами?

Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.


Что характеризует структуру управления?

Структура управления - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных управленческих подразделений и отдельных должностей, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.


Видео

Лекция 3. Организационные структуры управления

Организационная структура проектного управления

Структура управления станцией

Организационная структура: Главное правило постореения | Управление персоналом

Структура управления АО УТЙ

36 Функциональная организационная структура

Лекция 2: Организационные структуры управления

урок 3 Организационная структура менеджмента